История Коробейничества в России

   История коробейничества в России


Коробейники Волго-Вятского края


 

Важным явлением, связанным как с ярмарками, так и с розничной передвижной торговлей в России, были коробейники или офени – мелкие деревенские торговцы-разносчики. Офеня был популярной фигурой, о чём говорит и разнообразие его названий. «В большей части случаев они известны под общим прозванием офеней, ходебщиков, корабейщиков, разносчиков; в Малороссии называют их варягами, в Белоруссии – маяками; на севере Великой России – торгованами, в Сибири – суздалами, на Кавказе – вязниковцами; сами себя зовут они мазыками»


  • Эта профессия возникла в XVIII–XIX вв., когда деревня начала потреблять городские товары, а исчезли коробейники с установлением в селе постоянной торговли по городскому образцу. 


    Переходя от деревни к деревне, офени часто были единственными источниками новостей для крестьян, не имеющих других средств информации. Офеня сообщал новости и в подтверждение показывал картинку. «Ловкий офеня, желая сбыть свой товар, развёртывает на базаре картину и начинает излагать перед собравшейся толпой её содержание, рассказывая выдуманную им какую-нибудь историю, не имеющую никакого отношения к действительному содержанию картины; таким образом, он воспламеняет воображение зрителя или, лучше сказать, своего слушателя, и сбывает свой товар»

  • В «Вятских губернских ведомостях» за 1895 г. есть информация о коробейничестве в Навалихинской волости Орловского уезда, которое возникло в 80-х гг. ХIХ в. и распространилось не только по этой волости, но и в соседних губерниях. Мужское население поголовно уходило коробейничать в Пермскую и Архангельскую губернии, а также далеко за Урал.

    «Продажа товаров коробейниками и покупка их населением всецело обуславливается степенью культурного развития народонаселения в данной местности. Вот почему коробейники и ищут для своей торговли глухие и дикие уголки нашего обширного и так богатого ими отечества, где почти совсем отсутствует правильное предложение товаров для удовлетворения испытываемых потребностей»
  •     В основном коробейники предлагали мелкий товар и книги. Торговлю начинали чаще в зимнее время, когда все осенние работы были уже закончены. Молодые парни и мужчины, которые не обладали каким-либо ремеслом, шли «к торгашу-коробейнику, который и давал им, если новичок, от 5 до 12 рублей на зиму, а если бывалый и опытный, – рублей 20–25, не более»
  • Одну или две зимы новичок-коробейник был вынужден ходить в работниках. Если же он оказывался хорошим и смекалистым продавцом, то на третью зиму он вполне мог уже продавать свой товар. В некоторых семьях в коробейниках работали по двое, а то и по трое мужчин. Когда сумма наличного капитала достигала 100–150 рублей, торговцы предпочитали не покупать местный товар, а заказывать с Нижегородской ярмарки, на которую уезжали крупные торговцы из Вятки. Мелкие одинокие торговцы, не располагающие крупными суммами, отправлялись по 2–3 человека на одной лошади, а торговцы побогаче брали с собой работника. Крупные же торговцы, отправляющиеся в Сибирь, «составляли солидные артели – человек по 8–10 и ехали на трёх–пяти лошадях, но чаще отправлялись туда ещё летом на пароходе, прямо с Нижегородской ярмарки…»



  •             Нижегородская ярмарка с 20-х гг. ХIХ в. стала важнейшим торговым центром России. Д. Н. Смирнов в книге «Картинки нижегородского быта ХIХ в.» следующим образом оценивает роль этой ярмарки: «Нижний Новгород приобрёл значение внутреннего порта государства, и уже в 30-х гг. ХIХ в. получила всеобщее признание формула: Петербург – голова России, Москва – сердце России, Нижний – карман России»
  •     Большие ярмарки, помимо торговых связей, успешно выполняли роль информационных центров и каналов формирования общественного мнения. Ярмарки собирали большое число участников различного социального положения, приезжавших из окрестных и отдалённых поселений, различных уездов и губерний. Каждый из них являлся носителем определённой информации, которой делился с окружающими. Далее эти новости привозились торговцами в свои селения и являлись там важным источником информации.

    Покупка товаров на Нижегородской ярмарке часто осуществлялась у одних и тех же «проверенных» продавцов. Закупка книг, к примеру, нередко осуществлялась неграмотными покупщиками-коробейниками, которые, доверяя продавцу, увозили с собой помимо необходимых книг ещё и немало совершенно ненужных изданий. Опытные же коробейники-офени чётко знали, что «…из книг больше всего идут календари, затем рассказы о войнах и из отечественной истории, повести, биографии, сценки, сказки, научные и сельско-хозяйственные книжки, потом уже жития Святых и сочинения некоторых русских писателей, например, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Гаршина и проч.»
  •     Книгоиздатель И. Д. Сытин в своём труде «Жизнь для книги» упоминает о вятских офенях – дяде Якове и его товарище Леонтии, которые вели торговлю недорогими божественными картинами, дешёвыми книгами, а через несколько лет обучили этому ремеслу более ста человек в Орловском уезде. С их помощью торговлей книг занялись торговцы в Вятке, Слободском, Котельниче, Яранске и Кукарке
  •     В профессиональные навыки опытного коробейника обязательно входило незаурядное красноречие, которое помогало ему привлечь к себе как можно больше покупателей. В своих выкриках и уговорах он должен был подчеркнуть особое качество товара, выгодную цену, пользу для покупателя.

    Что касается мелкого товара коробейников, то всегда в ходу были иголки, пуговицы, карандаши, ручки, перья, игральные карты, гребёнки, мыло и т.п. Каждый коробейник формировал свой ящик с товаром сообразно тем потребностям, которые есть в каждой деревенской или сельской семье, проживающей в отдалённой от торгового центра местности. Чем отдалённее местность, чем реже туда заглядывают другие торговцы, тем больше было шансов у коробейника продать свой товар по высокой цене. А если товар оказывался ещё и редким или незнакомым для данной местности, то для торговца открывались возможности для откровенного обмана в цене. К «знакомым», т. е. к более или менее известным предметам торговли принадлежали товары мануфактурные и книжные; остальные же – мелочный и аптекарский – к «незнакомым». Были у коробейников и совсем необычные товары, за которые они получали наибольшие доходы. «Молодые парни и девушки очень часто спрашивают, и если окажется у торговца, то охотно покупают “магниты” – намагниченныя стальныя скобки, в которых видят одно из сильных приворотных средств в любви. Чтобы добиться взаимной любви, по словам коробейников, парень или девушка тайно прикасается к предмету своей страсти, или же, если окажется возможность, поят водкою или водою, в которой был обмыт “магнит”. Магнитныя скобки, как обладающие чудесною силою, продаются коробейниками очень дорого сравнительно с их действительной стоимостью (15 коп.) – от 50 коп. до 2 рублей, с кого сколько можно взять. Ещё дороже, но зато и гораздо реже, спрашивают и покупают для этой цели “шпанския мушки”; но они настолько редки у коробейников, что являются как исключения и продаются с величайшей осторожностью»
  •     В наши дни профессия коробейников вновь становится востребованной. Если раньше бродячий торговец-разносчик, путешествовавший по городам и сёлам, имел единственною целью распродать товары кому угодно, то современные торговцы ориентируются на определённую аудиторию, запросы которой соответствовали бы предлагаемой продукции. И если прежнего коробейника покупателям частенько приходилось зазывать к себе домой, то его современному коллеге самому приходится бегать за покупателями. Появление такого рода занятия в наши дни обусловлено требованием времени и сложившейся экономической ситуацией: завышенные цены в магазинах, отсутствие времени на походы за покупками и тому подобное. Всё это повлекло за собой появление иных средств сбыта – приобретения, а именно торговца-коробейника.

    Люди данной профессии появились в нашей жизни в 1990-х гг. и стали привычными гостями в офисах, квартирах, поездах и просто на улицах. Они либо сами закупают оптом на складах необходимый товар, либо поступают в специализированное агентство и получают укомплектованную «сумку», с которой и отправляются к покупателям. В профессиональные навыки современных коробейников, как и в былые времена, входит владение навыками ораторского искусства, умение убеждать и преподносить информацию о своём товаре.

    В статьях о современных возрождённых ярмарках можно тоже встретить понятие «коробейник». Алексеевская ярмарка в Котельниче стала одной из таких, где традиции и современность переплетаются в единый, яркий праздник. Торговля современных коробейников, как и в былые времена, пользуется большой популярностью. Вот небольшая выдержка из статьи об Алексеевской ярмарке, которая проходила в 2007 г. в г. Котельниче: «Пыхтит в торговых рядах начищенный до блеска старинный самовар. Хозяйка Г. И. Гулина, сельский предприниматель, позаимствовала сей антиквар в музее истории крестьянства, что в посёлке Ленинская искра. Самовар древний, на два ведра, кипятится еловыми шишками. Свой товар Галина Ивановна распродала ещё до окончания ярмарки, потому прикупила выпечки у менее расторопных соседей, чтобы было чем попотчевать дорогих гостей. Из колхоза «Путь Ленина» привезли разлитое по бутылкам льняное масло – фирменный продукт этого знаменитого хозяйства. Зазывалами у прилавка с колбасами из Орловского района стали сами работницы предприятия. Нарядились в сарафаны, кокошники, поют и пляшут, завлекая покупателей… Всюду толпы народа. Везде очереди»10..

    Массовые праздники, ярмарки не обходятся без коробейников-потешников, в задачу которых входит не столько торговля, сколько развлекательная функция. Такие коробейники зазывают народ на праздник, а свой товар зачастую раздают за исполненную песню, танец, участие в конкурсе.

    Подходи, народ честной,
    Разложу товар я свой!
    Я весёлый коробейник:
    И торговец, и затейник!
    Подходите, тётушки,
    Есть для вас селёдушки!
    Подходи-ка, ребятня,
    Разбирай-ка кренделя!.. 

    (Записано на празднике «Широкая Масленица» в п. Косино Зуевского района Кировской области, март 2007 г.).

    Таким образом, профессия коробейника в наши дни получила новое звучание. Образ весёлого и ловкого торговца стал одним из любимых персонажей массовых праздников. Что же касается непосредственно профессии коробейника, то для многих людей она стала единственным источником дохода и средством реализации своих предпринимательских способностей.